Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения

Главная - Оптовая торговля в системе хозяйственных отношений и товародвижения - Роль оптовых предприятий в процессе товародвижения

Оптовая торговля имеет обширную сеть предприятий. Это предприятия разных форм собственности, она разделены также по ведомственной принадлежности. Структурная политика поддержки, развития и расширения оптовой торговли, которая целенаправленно проводится в России, ставит долговременной целью обеспечение максимального рыночного разнообразия тех структур, которые осуществляют оптовую торговую работу. Это в конечном счете даст возможность наполнить наш потребительский рынок любыми пользующимися спросом товарами, создаст благоприятные условия для их беспрепятственного движения по цепям распределения, активизирует коммерческую деятельность отечественных производителей товаров (работ, услуг).

Права предприятий оптовой торговли существенно расширяются. Эти предприятия могут самостоятельно определять свою специализацию, зону и сферу деловой работы, уровень автономности деятельности и функционально-торговую ориентацию.

Оптовая торговля в сегодняшних условиях должна быть максимально гибкой и иметь возможность оперативно реагировать на любые имеющие место изменения (как негативные, так и позитивные) экономических условий хозяйствования. Обеспечивается это на основе последовательного и неуклонного развития видового и типового разнообразия структур оптовой торговли на потребительском рынке страны.

Типовое разнообразие оптовых предприятий определяется масштабами их коммерческой работы, с учетом этого выделяются оптовые организации общенационального (федерального) уровня и уровня регионального (внутри регионального).

Предприятия оптовой торговли общенационального (федерального) уровня являются базисом всей внутриотраслевой системы оптовой торговли. Эти предприятия гарантируют ее стратегическую стабильность и повседневную устойчивость. Их важнейшая задача - создание необходимой и выверенной системы каналов товародвижения, которая предназначена для обслуживания мощных и больших отечественных товаропроизводителей, а также крупных зарубежных предприятий-изготовителей и поставщиков товаров.

Предприятия оптовой торговли общенационального уровня обслуживают клиентов и продают товары на всей территории нашей страны. К ним причисляются оптовики, которые обеспечивают федеральные нужды, в том числе оптовые предприятия межрегионального характера, которые обслуживают районы Дальнего Востока, Крайнего Севера и местности (районы) досрочного завоза. К ним причисляются предприятия оптовой торговли, которые обслуживают исторически сформировавшиеся центры изготовления хрусталя, текстильных товаров, керамики, мебели и иных товаров. С учетом всего этого развивается товарный ассортимент предприятий оптовой торговли общенационального масштаба и фирм-оптовиков межрегионального характера.

Наиболее часто применяемой организационно-правовой формой предприятий оптовой торговли общенационального уровня по праву являются открытые акционерные общества (ОАО) с весомой долей государства в сформированных уставных капиталах этих обществ. Оптовиками такого рода могут быть в том числе государственные концерны.

В перспективе предприятия оптовой торговли общенационального уровня составят основу создания мощнейших торгово-финансовых концернов, транснациональных компаний и торгово-промышленных групп.

Процессы оптовой продажи товаров завершают предприятия оптовой торговли регионального уровня. Товары закупаются ими непосредственно у предприятий-изготовителей и у оптовиков федерального уровня, и в зоне своей коммерческой деятельности они доводят их до покупателей-оптовиков любого типа. Главная задача их хозяйственной работы - обеспечение товарами тех региональных рынков, где они расположены. В эту группу предприятий оптовой торговли включаются автономные структуры оптовой торговли, отделы сбыта промпредприятий, а также оптовые службы крупных предприятий розничной торговли. Эти предприятия-оптовики функционируют как правило в виде акционерных обществ и хозяйственных товариществ.

Следует заметить, что на региональном уровне все шире получают распространение разные объединения хозяйствующих субъектов. Они формируются как в виде групп оптовых компаний торгового профиля, так и в виде цепей оптово-розничных.

Каждый тип предприятий оптовой торговли может функционировать в разных видах. Предприятия-оптовики по видам классифицируются следующим образом:

- специализирующиеся на торговой деятельности оптового плана, ведущие полный комплекс операций закупочно-сбытового характера с переходом права собственности на реализуемый товар к этому оптовику. Их именуют независимыми оптовыми торговцами;
- посреднические структуры оптовой торговли, которые не используют в своей коммерческой деятельности переход прав собственности на реализуемый товар. Их называют дистрибьюторами;
- компании-организаторы оптового товарного оборота.

Независимые торговцы, которые специализируются на комплексной оптовой торговле, в перспективе составят основу структуры оптовых организаций на потребительском рынке. Основная их задача - формирование в среднем звене цепи товародвижения необходимых и по возможности оптимальных условий для выхода на товарный рынок преимущественно мощных товаропроизводителей и крупных розничных торговцев. Ими могут являться как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и универсальные многопрофильные оптовые торговцы. Такие оптовые торговцы могут предлагать клиентам максимально полный перечень оказываемых услуг.

Оптовики-посредники могут выступать в процессе ведения хозяйственных операций как предприятия-брокеры или агенты (дистрибьюторы). Как правило, они действуют по поручению своего клиента и по большей части за его счет. Основным предметом их деятельности является полное и достоверное информационное обеспечение.

Организаторами оптового товарного оборота являются оптовые ярмарки, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки и аукционы Это важная составляющая оптовой инфраструктуры. Их основной задачей следует признать создание необходимых и по возможности оптимальных условий для ведения оптовой торговли. Следует отметить, что они не вправе быть субъектами оптовой торговли.

Актуальная дата: 22.06.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля