Договор коммерческой концессии

Главная - Лизинг и франчайзинг - Договор коммерческой концессии

Все базовые положения франчайзинга перечислены Гражданском кодексе (ГК) РФ, ему выделена отдельная глава кодекса - "Коммерческая концессия". В ней содержатся те статьи, которые регламентируют моменты форм и регистрации заключаемых договоров коммерческой концессии, допустимости и возможностей использования субконцессии, определены основные обязанности сторон по этому договору и их права, а также отражены прочие вопросы и моменты системы франчайзинга, получающей в России все большую популярность.

Договор коммерческой концессии в обязательном порядке заключается в письменном виде, иначе он считается ничтожным. Этот договор подлежит регистрации в органе, который осуществляет регистрацию юрлиц или индивидуальных предпринимателей, выступающих по договору коммерческой концессии в качестве правообладателей. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель зарегистрирован в другой стране, то регистрацию договора коммерческой концессии должен осуществлять орган, который зарегистрировал это юрлицо или предпринимателя, являющегося по определению пользователем.

Вознаграждение (отчисления) по заключенному договору коммерческой концессии выплачивает в виде разовых фиксированных либо периодических платежей, наценок на оптовую цену реализуемых товаров, которые переданы правообладателем для продажи, отчислений от полученной выручки за отчетный период или в другой форме, прямо предписанной условиями заключенного договора коммерческой концессии.

В договоре этого типа должны быть однозначно прописаны обязанности пользователя и правообладателя. В частности, правообладатель должен передать пользователю коммерческую и техническую сопроводительную документацию и предоставить информацию иного рода, которая необходима пользователю для реализации комплекса его прав, предусмотренного в договоре коммерческой концессии. Кроме того, правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его сотрудников по всем тем вопросам, которые прямо связаны с реализацией этих прав. Его обязанностью является выдача пользователю соответствующих лицензий, предусмотренных договором, с соответствующим их заверением и оформлением в установленном действующим законодательством порядке.

Если другие положения не предусмотрены договором коммерческой концессии, в обязанности правообладателя входит:

- обеспечение надлежащей регистрации заключенного договора коммерческой концессии;
- всемерное и постоянное консультативное и техническое содействие пользователю, в том числе содействие в обучении персонала и повышении квалификации сотрудников пользователя;
- контроль качества товаров (услуг, работ), которые производятся (оказываются, выполняются) пользователем в рамках заключенного договора коммерческой концессии.

Пользователь, в зависимости от особенностей и характера коммерческой деятельности, которая осуществляется по договору коммерческой концессии, обязан:

а). При ведении регламентированной договором деятельности использовать фирменное название и (или) принятое коммерческое обозначение (логотип) правообладателя - в соответствии с указанным в договоре порядком его использования.

б). Обеспечивать полное соответствие качества товаров, которые производятся им на основе договора коммерческой концессии, включая качество оказываемых услуг и выполняемых работ качеству аналогичных и соответствующих товаров, услуг или работ, производимых, оказываемых или выполняемых самим правообладателем на его собственных производственных мощностях.

в). Строго соблюдать технические и технологические указания (инструкции) правообладателя, которые направлены на то, чтобы обеспечить полное соответствия способов, характера и условий применения комплекса полученных пользователем исключительных прав тому, как этот комплекс применяется самим правообладателем. Это касается в том числе указаний, относящихся к внешнему и внутреннему оформлению торгово-коммерческих помещений и площадей, которые используются пользователем для реализации представленных ему по договору коммерческой концессии прав.

г). В обязательном порядке оказывать заказчикам, клиентам и покупателям все дополнительные и сопутствующие услуги, на которые они имели бы право рассчитывать, заказывая (приобретая) товар (услугу, работу) напрямую у правообладателя.

д). Строго воздерживаться от разглашения секретов производства (технико-технологических и организационных) правообладателя, а также иную полученную от него служебную, конфиденциальную и деловую информацию коммерческого характера.

е). Предоставить согласованное с правообладателем число субконцессий, если договором коммерческой концессии такая обязанность установлена.

ж). Информировать заказчиков, клиентов и покупателей самым очевидным для них методом о том, что пользователь применяет в своей деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческое обозначение, знак обслуживания, логотип или другое средство индивидуализации на основании действующего договора коммерческой концессии.

Договор коммерческой концессии может предусматривать те или иные ограничения прав сторон-подписантов по нему. Например, договором может быть предусмотрено обязательство правообладателя отказаться от предоставления иным лицам аналогичных комплексов исключительных прав для применения их на близлежащей территории либо отказаться от собственной схожей коммерческой деятельности на данной территории. Ограничением прав пользователя можно признать данное им обязательство избегать конкуренции с правообладателем на той территории, на которую прямым образом распространяется действие условий и положений договора коммерческой концессии (имея ввиду предпринимательскую деятельность, осуществляемую пользователем с использованием им принадлежащих правообладателю прав исключительного порядка).

Гражданский кодекс (ГК) РФ предусматривает также и иные нормы и положения, которые, в частности, касаются ответственности правообладателя по предъявляемым к пользователю требованиям, прав пользователя заключить (пролонгировать) договор коммерческой концессии на следующий период времени, а также регламентирован порядок изменения условий договора, прекращения его действия и некоторые другие нормы и положения.

Актуальная дата: 23.02.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля