Коммерческая тайна в торговле и методы ее защиты

Главная - Коммерческая деятельность в торговле, ее суть и содержание - Коммерческая тайна в торговле и методы ее защиты

Коммерческой тайной являются специально скрываемые по соображениям коммерческой безопасности экономические сведения и интересы о тех или иных сторонах производственной, управленческой, финансово-хозяйственной и научно-технической работе организации или предприятия, необходимость охраны которых напрямую обусловлена условиями жесткой конкуренции на рынке, а также потенциальными угрозами экономической безопасности.

Коммерческая тайна проявляется  в форме определенных строго охраняемых коммерческих секретов - ими могут быть сведения в электронном виде, документы и чертежи, рабочие схемы изделий и оборудования. Обеспечение защиты коммерческой тайны возлагается, как правило, на службы безопасности учреждений и организаций, которые жестко и постоянно контролируют ее сохранность от преднамеренного выведывания, хищения, или утечки (в том числе случайной, непредвиденной или непреднамеренной - например, по халатности персонала предприятия торговли).

Носители коммерческой служебной информации - это собственники и руководители торговых организаций и предприятий, ими также могут быть прочие сотрудники, которые в силу перечня своих должностных обязанностей в учреждении торговли допущены к тем или иным коммерческим секретам.

Организации и предприятия, засекречивая коммерческую торговую информацию, должны руководствоваться не только принципами собственной информационной безопасности, но и учитывать такой фактор, как экономическая выгода. Условия развитого рынка требуют насыщенной торговой рекламы производимой или реализуемой продукции (услуг), а сверхмерное засекречивание деятельности вполне может вызвать недополучение (а иногда весьма ощутимые потери) прибыли от торговых операций. Поэтому защиты от хищения либо утечки требуют сведения о финансово-хозяйственном положении  организации или учреждения, перспективные деловые ориентиры и планы запуска в производство новейшей продукции, списки клиентов предприятия торговли, информация о проведенных маркетинговых исследованиях, организационно-товарооборотные схемы, подробная информация о собственном персонале и прочие деловые данные.

К разряду сведений, подлежащих охране (к коммерческой тайне) также относятся научно-исследовательские разработки, конструкторско-технологические расчеты и проекты по перспективному производству какой-либо конкретной продукции и параметры новых изделий, патентные заявки, прикладное торговое и сопутствующее программное обеспечение и прочая технико-технологическая информация.

Торговая организация обязана обеспечивать охрану заключенных ей контрактов, которые , в свою очередь, должны храниться в недоступном для посторонних месте у назначенного администрацией ответственного лица. Подлинники и копии контрактов (договоров) выдаются строго под расписку и только при письменном разрешении-согласовании руководителем организации или предприятия торговли. Следует напомнить, что исчезновение подлинников договорной документации может вызвать значительные затруднения при отстаивании и доказательстве положений и условий, прописанных в ней, в случаях возникновения хозяйственных споров и разрешения этих споров в арбитраже или суде. При некоторых обстоятельствах охране подлежит не только заключенный контракт (его содержательно-текстовая составляющая), но и сам факт того, что сторонами была заключена коммерческая сделка.

Информация об изобретении или рационализаторском предложении, которые находятся на стадии предварительного проектирования, технической разработки или окончательного оформления, также относится к разряду коммерческой тайны. И если после выдачи патента на изобретение  оно более не нуждается в охране с помощью и средствами коммерческой тайны, то с рационализаторским предложением дело обстоит иначе. Даже после того, как оно надлежащим образом оформлено и на него получено авторское свидетельство, рационализаторское предложение может продолжать быть коммерческой тайной, поскольку оно представляет из себя прогрессивное, новое и современное техническое решение, и является особо ценным для торгового учреждения. К коммерческой тайне относится и информация, касающаяся новейших разработок ноу-хау. Такую информацию следует строго охранять даже от собственных сотрудников, не допуская, чтобы при увольнении и устройстве на работу в фирму-конкурент сотрудник смог сообщить ее.

Чтобы обеспечить надлежащую защиту коммерческой тайны следует неукоснительно соблюдать определенные правила и положения:

- нужен строгий контроль и учет допуска сотрудников к секретной документации (это касается и документов в электронном виде);
- контроль за секретным документооборотом и делопроизводством в целом должны осуществлять ответственные сотрудники торгового предприятия, наделенные соответствующими полномочиями и обязанностями;
- собственник или руководитель торгового учреждения должен издать и утвердить инструкцию о порядке работы с секретными и служебными документами, с этой инструкцией нужно ознакомить имеющий к ним доступ персонал - под роспись;
- крайне необходим повседневный контроль за порядком соблюдения персоналом торгового предприятия письменных обязательств о неразглашении сведений, представляющих собой коммерческую тайну предприятия торговли.

Во всех случаях является необходимой хорошо продуманная система денежного и морального поощрения сотрудников, которые имеют доступ к служебной или секретной информации. Об этом моменте в охране коммерческой тайны в торговле часто забывают, хотя он является одним из самых действенных методов ее защиты.

Собственник или руководитель торгового предприятия обязан осуществлять текущий личный контроль за отделами внутренней безопасности и служебного (секретного) делопроизводства (документооборота).

Способов надежной защиты информации, которая составляет коммерческую тайну учреждения торговли, существует немало. Например, разработку документов, которые содержат важные (секретные или служебные) сведения, нужно поручать сотрудникам, которые неоднократно проверены и заслужили доверие своей безупречной работой и преданностью. Количество экземпляров готовящихся документов нужно предельно минимизировать. Следует помнить, что при копировании (размножении) документов копировально-множительные устройства должны быть под надежным визуальным контролем ответственного лица. Под личным контролем назначенных ответственных лиц нужно уничтожать испорченные или неактуальные копии служебных (секретных) документов. То же самое относится к копирке и красящим лентам.

Для пересылки информации, являющейся секретной или служебной, нужно выбирать наиболее безопасный и надежный в плане обеспечения информационной безопасности способ.

С целью охраны секретной и служебной информации от ее хищения или пропажи (по злому умыслу или неумышленно) можно и нужно применять технические средства физической защиты (решетки на окнах, металлические двери, сложные замки, видеонаблюдение). Эти технические средства следует использовать в сочетании со специальными мероприятиями административного плана (режим секретности, пропускная система, физическая охрана/вахта сотрудниками отдела безопасности). Отлично зарекомендовали себя современные технические охранные средства и специальное оборудование, которые являются сложными акустическими, электромеханическими, радиотехническими и прочими устройствами.

Коммерческая тайна в торговле - вопрос наисерьезнейший. Сколько потерь понесли производители и торговцы, теряя информацию и в результате технической (технологической) разведки конкурентов, и в результате недобросовестности собственных сотрудников, продающих секреты колоссальной важности за мизерные деньги, и в результате халатности, попустительства и привычного на Руси разгильдяйства! Методы защиты коммерческой тайны весьма разнообразны, какие применять на практике - дело собственника или руководителя предприятия торговли. Важно помнить главное - методы ее защиты должны быть действенными.

Актуальная дата: 25.05.2018

Торговый бизнес

Коммерческая деятельность и процессы товародвижения

Розничная торговля

Оптовая торговля